Связанные понятия
Революционная ситуация — понятие, впервые сформулированное В. И. Лениным в работе «Маевка революционного пролетариата» (1913 года): «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде». Позднее, эта же формулировка практически дословно встречается в работе «Крах II Интернационала» (1915 года): «Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы „низы не хотели“, а требуется еще, чтобы „верхи...
Революционная демократия — идейное течение демократии, предполагающее создание социально справедливое общество через массовую революцию.
Реставрация (лат. restavratio — восстановление) в политике — восстановление существовавшего ранее общественного строя.
Бюрократи́ческий коллективи́зм — теория классового общества, используемая некоторыми троцкистами для описания природы государственного режима в странах Восточного блока.
«Марксизм и национальный вопрос » — теоретическая работа И. В. Сталина, опубликованная в 1913—1914 годах. После статей и выступлений В. И. Ленина статья И. В. Сталина была первой большевистской работой в российском рабочем движении, в которой рассматривались и опровергались доводы сторонников «культурно-национальной автономии» от австромарксизма. Работа приобрела известность среди российских марксистов, с этого времени Сталин считался специалистом по национальным проблемам.
Упоминания в литературе
Революция 1905–1907 гг. в России послужила толчком к буржуазно-демократическим революциям в Восточной Европе и Азии. Начался процесс пробуждения там буржуазно-демократических национальных движений, стремление угнетенных народов к созданию национально-независимых и национально-единых государств. И именно потому, указывал Ленин, что Россия вместе с соседними странами переживала эту эпоху, в партийной программе был необходим пункт
о праве наций на самоопределение . Признавая равное право всех наций на национальное государство, пролетариат выше всего ценит союз пролетариев всех наций, рассматривая под углом зрения классовой борьбы рабочих всякое национальное требование. При этом Ленин особенно настаивал на том, что в вопросе о самоопределении наций, как и в любом другом вопросе, марксиста более всего должно интересовать самоопределение пролетариата внутри наций.
В одной из самых главных его работ по национальному вопросу «
О праве наций на самоопределение », отстаивая принцип права на отделение, Ленин подчеркивал: «С точки зрения демократии вообще как раз наоборот: признание права на отделение уменьшает опасность «распада государства».[26] Вместе с тем, и через десять лет после Второго съезда Ленин оставался принципиальным противником федеративного устройства. В этом отношении заслуживает внимание его письмо С. Г. Шаумяну от 6 декабря 1913 г., неоднократно привлекавшее внимание специалистов по национальным отношениям. В этом примечательном письме Ленин, вновь заявил себя централистом и признал, что «право на самоопределение есть исключение из нашей общей посылки централизма». Там же Ленин посчитал нужным написать следующие слова: «Мы за демократический централизм, безусловно. Мы за якобинцев против жирондистов… Мы в принципе против федерации – она ослабляет экономическую связь, она негодный тип одного государства. Хочешь отделиться? Проваливай к дьяволу, если ты можешь порвать экономическую связь… Автономия есть наш план устройства демократического государства…».[27] Вместе с тем, о чем уже давно отмечено и в исследовательской литературе, в статьях посвященных Балканским войнам 1912–1913 гг. Ленин подчеркивал, что конкретно-исторические условия могут диктовать необходимость федерации с целью демократического решения национального вопроса.[28]
Вопрос об отношении к «черносотенному» русскому национализму, как одной из важнейших идеологических составляющих самодержавной политики, был конкретизирован В. И. Лениным в том же 1913 г. в цикле теоретических статей по национальному вопросу. Так, в своей статье «Рабочий класс и национальный вопрос», обличая союз буржуазии с наиболее реакционными силами, объединившимися против революционных пролетарских масс, он отмечал: «Россия – пестрая в национальном отношении страна. Правительственная политика, политика помещиков, поддерживаемых буржуазией, проникнута вся насквозь черносотенным национализмом. Политика эта направлена своим острием против большинства народов России, составляющих большинство ее населения[99]. Теперь буржуазия боится рабочих, ищет союза с Пуришкевичами, с реакцией, предает демократизм, отстаивает угнетение или неравноправность наций, развращает рабочих националистическими лозунгами. Один только пролетариат отстаивает в наши дни истинную свободу наций и единство рабочих всех наций»[100]. Как видно из вышеизложенного, именно «черносотенный великорусский национализм» властей и их буржуазных политических «попутчиков» продолжал, по мысли Ленина, оставаться едва ли не главным идеологическим врагом угнетаемого пролетариата и национальных меньшинств. В более поздней статье «
О праве наций на самоопределение » (1916 г.) вождь большевизма в дискуссии с Р. Люксембург дает еще более резкую характеристику русскому национализму как выражению феодально-самодержавной идеологии: «Увлеченная борьбой с национализмом в Польше, Роза Люксембург забыла о национализме великорусов, хотя именно этот национализм и страшнее всего сейчас, именно он менее буржуазен, но более феодален, именно он главный тормоз демократии и пролетарской борьбы»[101].
В средневековой Европе не было национального вопроса, то есть он не был вопросом: неравенство народов, вер, сословий представлялось очевидным и незыблемым. (Хотя, повторюсь, было уже когда-то сказано «несть ни эллина, ни иудея». Да и светские дела должны были регулироваться «естественным правом»). Только когда была сконструирована идея государства-нации, возникли вопросы
о праве наций на самоопределение , об интернационализме, о государственнообразующих или титульных народах, о правах меньшинств и прочие. Национально-государственная идея и идеология заместили собой религиозную23. Возможно, национальный вопрос возник тогда, когда незыблемость этнической принадлежности была поставлена под сомнение: появились государства-нации, претендующие на замену этнического родства гражданством. (Отчасти похожая ситуация была во времена Римской империи и возникновения христианства).
Эти положения Ленин обосновал в своих произведениях, посвященных национальному вопросу, который приобрел особую остроту в тот период. В 1915–1916 годах в международном социалистическом движении развернулась дискуссия
о праве наций на самоопределение . В тезисах «Социалистическая революция и право наций на самоопределение», которые были одобрены Ц? РСДРП и разосланы для обсуждения большевистским секциям за границей и левым социалистам стран Запада, Ленин разрабатывает программу большевиков по национально-колониальному вопросу в эпоху империализма и дает глубокое обоснование теории и тактики коммунистической партии в национальном вопросе. Национально-колониальный вопрос рассматривается Лениным как составная часть вопроса о социалистической революции, о ее резервах и союзниках в борьбе против империализма.
Связанные понятия (продолжение)
Критика Готской программы — работа Карла Маркса, написанная им в 1875 году как ответ на предлагаемую программу социал-демократической партии. Является одним из последних значительных сочинений Маркса и традиционно относится к числу важнейших произведений марксизма.
Буржуазная демократия — в «левом», особенно марксистском обществоведении обозначение формы политического строя, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан при реальном господстве буржуазии.
Двойная лояльность — этико-политический термин, означающий одновременную лояльность к двум отдельным, зачастую противоположным интересам, следствием которой является конфликт интересов.
Классовое сотрудничество — принцип социальной организации, которая является составной частью фашистской философии. Она основана на убеждении, что деление общества на классы является позитивным и важным аспектом цивилизации. По словам Бенито Муссолини, «фашизм утверждает непоправимое, плодотворное и полезное неравенство людей». С учётом этой предпосылки фашисты сделали вывод, что сохранение социальной иерархии в интересах всех классов, и поэтому все классы должны сотрудничать в её защиту. Оба класса...
Пролетарский интернационализм — марксистская концепция интернационализма, подчеркивающая единство интересов трудящихся классов разных стран. Согласно этой концепции, угнетённые классы (пролетарии) сходны в своих задачах, заключающихся в необходимости свержения эксплуататоров (например, знаменитый лозунг «Манифеста коммунистической партии» «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Классики марксизма подчеркивали, что межнациональные проблемы отступают на второй план по сравнению с классовыми задачами...
Либертарный муниципализм (иногда либертарный коммунализм) — идея политической организации, основанной на системе общих собраний и практике прямой демократии. Термин был введен теоретиком либертарного социализма Мюрреем Букчиным, и с тех пор используется для описания системы, в которой либертарные учреждения прямой демократии должны быть противопоставлены государству, а впоследствии и заменить его конфедерацией свободных муниципалитетов, или свободных коммун.
Неокоммунизм (от лат. communis — община, общинное, neo — новый) — деятельность, направленная на развитие и претворение в жизнь идей коммунизма в новых условиях, принципы и взгляды, являющиеся приспособлением коммунизма или марксизма к новым общественным условиям.
«Великодержавный шовинизм » — выражение, применяющееся преимущественно в социалистической, коммунистической и либеральной литературе для обозначения господствующего уничижительного отношения русского чиновника государственной власти царизма к остальным народам России, а затем и СССР (великорусский шовинизм). В ряде случаев применяется и к другим народам.
Права меньшинств — правовой термин, касающийся соблюдения прав человека в отношении определенного меньшинства. Другое значение касается системы коллективного права в отношении группы меньшинства. Изначально под меньшинствами имелись в виду исключительно национальные меньшинства.
Революционная теория — условный проект радикальных преобразований, разработанный в марксистской теории.
Монополия на насилие (англ. monopoly on violence, нем. Gewaltmonopol des Staates) — концепция государства, изложенная Максом Вебером в очерке «Политика как призвание и профессия». Он, в частности, утверждал, что государство невозможно определить социологически в терминах его целей или того, что оно делает, поскольку невозможно исторически показать, что какая-либо конкретная задача или функция специфична для государства. Поэтому, говорил Вебер, четко очерченный признак государства следует искать в...
«Новый град » — эмигрантский общественно-философский журнал, основанный И.И. Бунаковым (Фондаминский), Ф.А. Степуном и Г.П. Федотовым. В журнале активно публиковались известные христианские теоретики Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский.
Политическое сектантство (лат. Secta) — учение, направление, школа) — совокупность оппозиционных политических взглядов и действий определенных групп единомышленников, которые замыкаются в своих узкоэгоистических интересах, теряют связи с союзниками и социальной базой, отделяются от общеизбранного курса того или иного политического движения, партии, общественной организации и превращаются в замкнутые самоизолированные структуры.
Демократия участия — это политическая теория и политический проект, которые стремятся к прямой демократии, экономической демократии в безгосударственной, безденежной и безрыночной экономике, самоуправлению (демократия в социальной сфере) и экологической демократии. Теоретический проект Демократии участия (ДУ; пример политического проекта, который является частью демократических и автономистских традиций) зародился в работе политического философа, давнего академика и активиста Такиса Фотопулоса «Towards...
Анархо-коллективизм , или коллективистский анархизм, — одно из направлений революционного социального анархизма. Наибольший вклад в развитие данной теории внес анархист, член Первого Интернационала Михаил Бакунин. Михаил Бакунин выступал против государственной и частной собственности на средства производства, предлагая вместо этого идею общественного распоряжения ими непосредственными производителями, через организацию «свободных ассоциаций».
Марксистская эстетика — теория искусства, основанная на материалистическом понимании истории. Опирается на ленинскую теорию отражения.
Принцип невмешательства — международное обязательство не вмешиваться в вопросы, относящиеся исключительно к внутренней компетенции независимой страны. Эта обязанность соотносится с понятием суверенитета и выражает основные практические последствия суверенитета для других государств.
Подробнее: Невмешательство
Жандарм Европы — идеологическое клише в отношении государства, берущего на себя жандармские (полицейские) функции по поддержанию необходимого, с позиции такого государства, правопорядка в Европе. В историографии и публицистике наиболее часто применяется в отношении Российской империи в период царствования императора Николая I, а также к нему самому.
Нативизм (от англ. native — «коренной», «уроженец») — политическая позиция, требующая благоприятствования и особого статуса для определенных установленных жителей нации, по сравнению с претензиями приезжих или иммигрантов. Нативизм обычно обозначает оппозицию иммиграции и поддержку усилий по снижению политического или правового статуса конкретных этнических или культурных групп, потому что эти группы считаются враждебными или чуждыми естественной культуре, и предположительно, они не могут быть ассимилированы...
Коммунофашисты , также красно-коричневые — политическое клише, подразумевающее объединение коммунистических и крайне правых сил и/или идеологий. Применяется политиками и журналистами либерально-демократической ориентации для обозначения совокупности политических сил, проповедующих коммунистическую и ультранационалистическую идеологию. Иногда в подобном же смысле употребляется термин коммуно-патриоты.
Этнократия (от др.-греч. ἔθνος — народ и κράτος — власть) — общественный строй, при котором власть принадлежит элите, сформированной из представителей определённого народа, строй, порождённый господством элиты какого-либо этноса...
«Катехизис революционера » — устав революционной организации «Народная расправа», составленный Сергеем Нечаевым в 1869 году.
Поссибилисты — название одной из социалистических партий во Франции, основанной в 1882 году Полем Бруссе и Жаном Аллеманом; позднее была возглавлена Бенуа Маллоном. Находя программу Французской рабочей партии (крылом которой они изначально являлись) доктринерской, а тактику мало практической, новая партия, под именем «Fédération des travailleurs socialistes de France», поставила принципом своей тактики (согласно характеристике Брусса) добиваться «возможного» (la politique des possibilités), отсюда...
Резолюция парламентской ассамблеи ОБСЕ «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке» — официальный документ ОБСЕ, осуждающий преступления сталинского и нацистского режимов и предлагающий сделать 23 августа, день подписания пакта Молотова-Риббентропа, днём памяти жертв нацизма и сталинизма. Принят 3 июля 2009 года.
Подробнее: О воссоединении разделённой Европы (резолюция)
Экономизм : 1. Форма экономического редукционизма в социологии — сведение объяснения любой социальной, политической и культурной действительности к экономическому базису — соотношению спроса и предложения, при отрицании в какой-либо степени независимой роли других факторов. (Например, вера в «невидимую руку рынка» неолибералов. Не нужно путать экономизм с экономическим детерминизмом, который является необходимым аспектом экономизма.
Железный закон олигархии — принцип теории элит, впервые сформулированный Робертом Михельсом в 1911 году. Он состоит в том, что любая форма социальной организации, вне зависимости от её первоначальной демократичности либо автократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию.
Стра́ны наро́дной демокра́тии — устоявшееся в советских общественных науках послевоенного периода совокупное название для ряда просоветских государств с особой формой политической организации общества, сложившейся в них после Второй мировой войны в контексте так называемых «народно-демократических революций». Народная демократия рассматривалась как новая форма перехода к социализму, которая развилась в ходе Второй мировой войны и продолжалась по её окончании в ряде стран Европы (в том числе в Центральной...
Интернационали́зм (от лат. inter — «между» и natio — «народ») — идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями.
Пролетарская революция — социальная и/или политическая революция, в ходе которой рабочий класс (пролетариат) свергает власть буржуазии. Сторонниками осуществления пролетарской революции, как правило, выступают радикальные социалисты, коммунисты и большинство анархистов.
Бернштейнианство — течение в социал-демократии, родоначальником которого был Э. Бернштейн, провозгласившее пересмотр («ревизию», отсюда пейоративный термин ревизионизм) основных положений марксизма. В качестве основания указывалось на их несоответствие изменившимся условиям. Бернштейнианство — разновидность реформизма, эволюционного социализма.
Тактика салями (венг. szalámitaktika, англ. salami tactics, salami-slice strategy) — политическая тактика постепенной советизации и пошагового прихода к власти просоветских коммунистических сил в странах Восточной Европы в 1944—1949 годах.
Отмира́ние госуда́рства — одно из положений классического марксизма, постулировавшее, что при коммунизме происходит постепенное исчезновение государства.
«Три исто́чника и три составны́х ча́сти маркси́зма » — название статьи В. И. Ленина, дающей сжатый анализ исторических корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти К. Маркса. Впервые опубликована в форме статьи в легальном журнале РСДРП(б) «Просвещение» (1913, № 3).
Социал-шовинизм — направление внутри международного рабочего движения, приверженцы которого высказываются в поддержку политики военной агрессии национальных правительств собственных стран. Термин происходит от слияния «социализма» и «шовинизма». Употребляется в основном коммунистами и социалистами.
Элитизм : * Элитизм — идеология, возникшая во многих странах Европы в начале XX века, развивающая идеи Макиавелли об управлении государством. Согласно этой концепции, общество состоит из элиты, управляющей его деятельностью, и народа: развитие общества определяется умениями, способностями и желаниями элиты, народу отводится пассивная роль исполнителей замыслов элиты.
Интеркультура – понятие общественных наук, журналистики, социальной практики, которое имеет в виду формы и результаты взаимодействия социальных групп с различными культурными укладами (культурными различиями).
«Смена вех » — сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в июле 1921 г. видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции. Полемически отталкиваясь от созданного в предшествующий исторический период аналогичного сборника «Вехи», участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской...
Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Позитивная свобода в политической философии характеризуется как возможность и наличие ресурсов для реализации своего собственного потенциала (это может подразумевать и свободу от внутренних барьеров); используется в качестве противопоставления негативной свободе, которая является свободой от внешних ограничений и насильственного вмешательства других людей.
Атомизация общества — распад традиционных связей в обществе, социальное разобщение, появление изолированных индивидов, социальные связи которых носят безличный характер.
Балканизация — процесс распада государства или федерации, сопровождаемый дальнейшей фрагментацией вновь образованных политических субъектов, которые вступают в конфликтные отношения друг с другом вплоть до гражданской войны. Термин является производным от названия европейского региона Балканы, который в 1817—1912 из единого пространства под властью Османской империи превратился в несколько небольших государств.